УЧЕНЫЙ С АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

УЧЕНЫЙ С АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ

Выпускница кафедры РЭНГМ и ПГ Юлия Борисовна Низовцева в настоящее время успешно трудится в отделе геологии и разработки месторождений ухтинского филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ». Работа для нее – интерес и источник вдохновения, а сама жизнь –  увлекательный квест, который расширяет горизонты познания и позволяет лучше узнать себя.

- Юлия Борисовна, Вы же не планировали связывать свою жизнь с нефтегазовой отраслью?

- Долгое время я жила в плену собственных иллюзий и считала себя талантливой спортсменкой. Профессионально занимаясь баскетболом, весь 11 класс я провела на сборах, а после окончания школы уехала в Сыктывкар «играть за зарплату» в местную «Зыряночку». Это был один из самых сложных периодов в жизни. Бесконечные тренировки, переезды, соревнования выматывали. Не выдержав такого ритма, вернулась домой. Так как папа по образованию геофизик, решила пойти по его стопам. Но в приемной комиссии меня убедили подать документы именно на разработку, которая считалась модной и перспективной специальностью. Так я и сделала.

- Чему научил спорт?

- В первую очередь дисциплине и организованности. Несмотря на то, что баскетбол – это командный вид спорта, он накладывает на тебя 100 % ответственности. И когда вся команда так считает, тогда и результат достойный. Этого же принципа в настоящее время придерживаюсь и в работе.

- Когда Вы, что называется, прониклись профессией?

- В студенческие годы. Мы с подругой были в числе немногих, кто проходил практику «на скважине». Преподаватели искренне восхищались нами, потому что девушки, как правило, не особо стремились на промысел. Мы же ехали туда при любой возможности. В целом учиться было легко. Пять лет пролетели быстро и в удовольствие, я не сомневалась, что сделала правильный выбор. А когда стала работать, меня затянуло. Мне очень повезло с учителями – геологами, разработчиками, благодаря которым я смогла состояться как специалист.

- Расскажите о своих учителях.

- Прежде всего это преподаватели кафедры разработки – Александр Антонович Мордвинов, Михаил Борисович Дорфман, Владимир Андреевич Соколов и многие другие, кто заложил основы и привил любовь к профессии. Моей первой серьезной работой стал институт «ПечорНИПИнефть», где под свое крыло меня взял Валерий Павлович Никифоров. Это уникальный человек, сплав умственных и нравственных достоинств. Он научил всему: писать отчеты, готовить доклады, выступать, защищаться. Под его руководством я проработала два года. Потом его пригласили в Москву в компанию «ПетроАльянс» в качестве руководителя крупного проекта, он переехал и через некоторое время позвал меня в свою команду. Там мне посчастливилось работать с Александром Виленовичем Гавурой – видным ученым в области разработки месторождений, чей кругозор просто поражал! Под его руководством я профессионально выросла и окончательно влюбилась в разработку.

- Как бы Вы прорекламировали свою специальность, чтобы привлечь абитуриентов?

- Нашей планете более 4,5 миллиарда лет. Мы легко понимаем секунды, минуты, часы, годы. Можем справиться и с веками, но мурашки по коже, когда говорим о миллионах лет. Изучить месторождения, которые формировались сотни миллионов лет назад, добыть из них углеводороды, располагающиеся на глубине нескольких километров под землей, – это возможность совершить путешествие во времени, ощутить временные масштабы.

- Вы научный сотрудник. Когда пришло осознание важности научной работы для развития нефтегазовой отрасли?

- Что значит наука для производственников я поняла, когда приехала в цех добычи нефти. Было утро, и человек двадцать одновременно кричали в рации и телефоны, решая насущные вопросы: на какой-то скважине ночью произошел отказ оборудования, где-то случилась авария во время проведения капремонта, где-то – порыв нефтепровода. Всё это требовало оперативных решений и действий. По мне, это был ад, а для них – привычная рабочая обстановка. Вот тогда и пришло четкое осознание того, что каждый должен заниматься своим делом: задача ученых – помочь недропользователю предвосхитить возможные осложнения в процессе эксплуатации месторождения, а промысловики должны обеспечивать суточные объемы добычи.

-  Университет, работа – это определенные этапы. С чем у Вас ассоциируется каждый из них?

- Студенческий период, очень легкий, интересный, – это, наверное, друзья. ПечорНИПИнефть – это школа и в жизни, и в профессии. «ПетроАльянс» – кругозор, развитие. Здесь, во ВНИИГАЗе, я продолжаю профессионально расти. Все-таки по образованию я нефтяник, а в газовой науке своя специфика. Когда только устроилась сюда на работу, «для тренировки» мне поручили оценить целесообразность разработки Мишпарминского месторождения. После предложили подключиться к проекту по Вуктылу. Я согласилась не думая, потому что поняла: если разберусь, как устроен этот сложный объект, смогу всё. Не скрою, были сомнения в собственных силах. Но интерес всё же пересилил. Для меня это колоссальный опыт как в плане научной работы, так и в плане взаимодействия с отраслевыми экспертно-аналитическими организациями.

- Что бы еще хотели освоить в профессиональном плане?

- Физико-химические исследования. При разработке сложных нефтегазоконденсатных объектов очень актуален вопрос учета каждого углеводорода. Залежь – это ведь не только отдельно нефть и отдельно газ. Есть растворенный в нефти газ, газовый конденсат. На Вуктыле, например, это еще и «сухой» тюменский газ, который используют для извлечения ретроградного конденсата. Недропользователь получает на выходе гремучую смесь. А государству нужно отчитаться, сколько в итоге извлечено каждого углеводорода. Вот это направление я бы хотела изучить. Кроме того, очень интересна геология, и я бы с удовольствием получила образование по этой специальности в нашем университете.

- Про таких, как Вы, говорят: человек с активной жизненной позицией. Знаю, что ратуете за раздельный сбор бытовых отходов – занимаетесь сама и пропагандируете среди знакомых. Как к этому пришли?

- Меня заразила этим сестра. В Сыктывкаре переработка вторсырья неплохо развита. В Ухте дела обстоят хуже, отчасти оттого, что просто не хватает информации. Мы самостоятельно нашли фирмы, которые принимают вторсырье на переработку, и установили дома емкости для сбора бумаги и пластика. Меня поддержали родные, друзья, соседи и коллеги. Еженедельно я набираю полный багажник и везу в пункт приема, который, кстати, располагается в черте города – в районе НПЗ. Вообще, чтобы довести процесс раздельного сбора бытовых отходов до автоматизма, нужно приучать к этому с детства. Мне хочется ненавязчиво и без осуждений, собственным примером менять мышление подрастающего поколения.

Беседовала Виктория Сергеева

Фото из архива Ю. Низовцевой