ЕЛЕНА ПАНКРАТОВА: «ГЕОЛОГИЯ – ЭТО ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ» | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

ЕЛЕНА ПАНКРАТОВА: «ГЕОЛОГИЯ – ЭТО ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ»

Героиня сегодняшней рубрики – выпускница специальности «Геология нефти и газа», ведущий инженер лаборатории комплексных исследований ухтинского филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Елена Ивановна Панкратова. Человек увлеченный и в хорошем смысле азартный, она может часами говорить о геологии. О студенческих годах Елена Ивановна всегда вспоминает с особой теплотой и считает, что состоялась в профессии благодаря преподавателям, которые открыли перед ней дверь в удивительный мир науки о Земле.

- Елена Ивановна, в школе Вы учились в гуманитарном классе. Как получилось, что поступили в технический вуз?

- В 11-м классе у нас проводили профориентационные уроки, куда приглашали представителей разных учебных заведений. На один из них пришел Александр Иванович Дьяконов, который заведовал кафедрой геологии нефти и газа. Он так интересно рассказывал о поисках полезных ископаемых, что я решила: буду поступать на геологию. Несмотря на то что у меня гуманитарный склад ума, я ни разу не пожалела о своем выборе. На мой взгляд, между гуманитарными и естественными науками много общего.

- Вы учились с удовольствием?

- Да, хотя, признаюсь, на первых курсах не все дисциплины мне нравились. А вот когда перешли в главный корпус и начались спецпредметы, появился азарт. Лекции Любови Васильевны Пармузиной, которая вела у нас литологию природных резервуаров, вся группа слушала открыв рот! А когда начались практические занятия, где мы изучали керн, шлифы, учились «читать» каротаж, это настолько захватило, что закралась мысль: надо было поступать на геофизику. Не скажу, что мне всё давалось легко. Например, в школе у меня были проблемы с химией. Поэтому, когда в расписании занятий появилась геохимия, я приуныла. Среди студентов ходило поверье: если сдашь этот предмет, считай: диплом у тебя в кармане. Чтобы получить заветный зачет, я буквально зубрила материал. И когда преподаватель по геохимии Зоя Павловна Склярова поставила меня в пример одногруппникам, у меня выросли крылья.

На последних курсах учиться стало еще интереснее: мы изучали бурение, основы разработки нефтяных и газовых месторождений, ездили на промысел. К подготовке дипломной работы я отнеслась очень серьезно. Руководителем выступил Арвит Рудольфович Бенч, который на тот момент являлся деканом нефтегазопромыслового факультета. Подвести его я не могла. Думаю, мне повезло в том плане, что нас учили преподаватели «старой школы». Рада, что некоторые из них преподают и сегодня.

- Что бы Вы, сегодняшняя, пожелали себе студентке?

- Какие-то свои промахи осознаешь со временем. Я поняла, что «второстепенных» дисциплин в учебной программе нет, только когда начала работать. И те элементарные вещи, которые упустила в студенческие годы, пришлось наверстывать самостоятельно. Сейчас пробелы в знаниях ликвидированы, но первое время было непросто. Я  испытывала чувство неловкости перед старшими коллегами и, приходя домой, садилась за учебники. Поэтому студентке Елене Панкратовой я бы пожелала больше внимания обращать на учебу, чтобы не топтаться на месте, а быстрее начать расти профессионально.

- Есть такое понятие «кабинетный геолог». Как к этому относитесь?

- Я, скорее, кабинетный геолог, но имеющий представление о промысле. Я родилась на Вуктыле, который появился на карте благодаря открытию Вуктыльского месторождения. Мой папа работал монтажником на буровом предприятии и на каникулах часто брал меня с собой на облет объектов. Я видела, как проводятся строительно-монтажные работы и бурение скважин, поднималась на самый верх буровой вышки. Во время учебы в вузе нас возили на практики, где мы изучали геологические обнажения и породы. Моя нынешняя работа связана с исследованием Вуктыльского месторождения, поэтому периодически бывала на промысле. То есть все эти вещи мне знакомы не понаслышке. По большей части сейчас все геологи кабинетные. При этом именно в кабинетах интерпретируются материалы и рождаются идеи, которые позволяют грамотно осуществлять разработку и эксплуатацию месторождений.

- Очень патриотично: Вы родились на Вуктыле и сегодня занимаетесь проблемами Вуктыльского месторождения.

- Во ВНИИГАЗе я работаю с 2010 года. Когда при трудоустройстве выяснилось, что буду заниматься Вуктылом, поняла: это моя судьба. Месторождение находится на завершающей стадии разработки. Тем не менее как объект оно уникально и таит в себе еще много вопросов. Для их решения нужен комплексный научный подход. И геология в этом плане играет важную роль. Я являюсь одним из авторов программы опытно-промышленных работ по применению новых технологий увеличения углеводородоотдачи на месторождении. По нашим рекомендациям уже реализовано несколько проектов, которые продемонстрировали хорошие результаты.

- Научная работа – это творческий процесс?

- Конечно! Движущая сила науки – интерес. Если у человека его нет, значит в науке ему делать нечего. Стремление усовершенствовать, попробовать улучшить что-то – это качества ученого. Кроме того, это возможность проявить себя и открыть в себе что-то новое. Не понимаю, когда люди подходят к работе формально. В науке очень важен коллектив. Когда тебя окружают единомышленники, можно свернуть горы. Я придерживаюсь принципа, которому научила предыдущий руководитель нашей лаборатории Людмила Валентиновна Юнусова: тебя научили – научи других. Чем быстрее молодые сотрудники адаптируются на рабочем месте, тем эффективнее будет работа.

-  Что для Вас геология?

- Геология – это увлекательное путешествие в прошлое нашей планеты, это целая жизнь!

 Беседовала Виктория Сергеева

Фото из архива филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в г. Ухте