НИНА ВИШЕРАТИНА: САМАЯ БОЛЬШАЯ НАГРАДА – УЧЕНИКИ, КОТОРЫЕ СОСТОЯЛИСЬ В ПРОФЕССИИ
Ведущий научный сотрудник лаборатории геологии ухтинского филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Нина Петровна Вишератина – человек-легенда. Для студентов она строгий, но справедливый преподаватель. Для газовиков и нефтяников – авторитетный ученый, чье мнение является определяющим в решении спорных вопросов. Вся ее жизнь подчинена интересам развития отечественной геологической школы. А начало самозабвенному служению профессии было положено в студенческие годы.
- Нина Петровна, чем Вас привлекла геофизика?
- Я поступала в университет, в то время еще Ухтинский индустриальный институт, в 1970 году, сразу после окончания школы. Это потом я узнала, что геофизика – очень престижная и востребованная профессия. А тогда выбрала специальность из-за красивого названия, которое показалось мне очень романтичным. Был довольно большой конкурс, но я прошла.
- Студенческие годы оставляют самые яркие воспоминания. Что запомнилось больше всего?
- Институт развивался быстрыми темпами, поэтому жизнь вокруг кипела! Большинство преподавателей были приглашенными. Они приехали в Ухту, оставив работу в ведущих научных организациях и вузах страны. Многие их них, несмотря на молодость, уже были авторитетными специалистами. Евсей Фабиянович Крейнин, Александр Павлович Кузьмичёв, Герман Ефимович Кузнецов, Олег Сергеевич Кочетков, Клара Васильевна Лебедева – действительно великие люди, которые жили профессией и учили этому нас.
Что мне особенно нравилось в процессе обучения – это практики. Помимо того, что мы исследовали весь Ухтинский район, выезжали и на Урал, в Тюмень, Крым, Казахстан, на Дальний Восток. Впечатлений масса! Очень запомнилась практика в Казахстане. Для нас, привыкших к лесам и горам, работа в полупустыне, где полевая геофизическая партия проводила рекогносцировочные гравиметрические исследования, была в диковинку. Случались и приключения. Как-то на пути к месту работы сломался грузовик. Мы знали, что помощь придет, но ожидать ее можно было не раньше, чем через три-четыре часа. Представьте: солнце в зените, жара нещадная, вокруг одни пески! Тень только под машиной, где мы все и укрывались. Страшно хотелось пить, а запас воды закончился быстро. Когда жажда достигла предела, стали пить воду, слитую из радиатора, – мутную, с маслянистыми пятнами жидкость. Чтобы было не очень противно, запивали сгущённым молоком. Самое удивительное, что никто потом не испытал проблем со здоровьем.
- Вы выбирали специальность, основываясь на романтичном названии, но реальность оказалось иной. Получается, иллюзии разрушились?
- Я человек нетрусливый, с определенной долей авантюризма. Так вышло, что сначала я влюбилась в название, а потом и в саму профессию. Мое поколение выросло на героических поступках. Мы верили в идеи, готовы были к самопожертвованию и считали своим долгом совершить что-то великое для страны. Патриотизм, воспитанный советскими книгами и фильмами, жив до сих пор.
- Правильно понимаю, что окончание рабочего дня для Вас не означает, что рабочие вопросы остались за закрытыми дверями кабинета?
- Профессия накладывает отпечаток на человека. Геофизика – не математика, где дважды два четыре. При решении геологических задач слишком много неизвестных. Отсюда возникает многовариантность: из множества возможных решений нужно выбрать единственное. Ведь что такое подсчет запасов углеводородов? Это цифра, которая имеет значение на государственном уровне. Ее ставят на госбаланс и, исходя их этого, осуществляют разработку месторождения. Поэтому в голове всегда крутится мысль: а правильно ли я рассчитала, так ли все обосновала? Мыслительный процесс бесконечен.
- Ваш богатый профессиональный опыт вылился в написание кандидатской диссертации, после успешной защиты которой Вас пригласили преподавать в университет. Решение взять на себя дополнительную нагрузку Вы приняли без промедления. Что на это повлияло?
- По натуре я человек довольно стеснительный, испытывающий трудности при публичных выступлениях. Поэтому приглашение стало для меня своеобразным вызовом. Пересилило любопытство: смогу или нет? Первое время было сложно, после работы я только и делала, что писала лекции и готовилась к занятиям. Свой первый выпуск помню до сих пор! В группе был студент, который просто изводил меня каверзными вопросами. Возможно, таким образом он пытался прощупать мою компетентность. Или ему просто нравилось смотреть, как я краснею:) Поэтому перед каждой лекцией я максимально готовила себя к возможным вопросам и, если в чем-то была не уверена, перелистывала литературу, обзванивала знакомых. Тогда я на него очень злилась, а теперь понимаю, что не только я учила студентов, но и они меня. Сейчас могу сказать одно – преподавание в университете стало важной вехой в моей жизни. Не было бы этого, я бы не стала тем, кем стала.
- Если сравнивать студентов того времени и нынешних, чем они отличаются?
- Для моего поколения главным источником информации были и остаются книги. Если возникал вопрос, мы шли в библиотеку и штудировали учебники. Кроме калькуляторов и логарифмических линеек, никакой вычислительной техники у нас не было, все расчеты выполняли вручную. Современные студенты настроены на то, что за них все должен сделать компьютер: ввел запрос, загрузил данные в программу – получил результат. Это привело к тому, что навыка что-то «делать руками» у них нет. Вот и получается, что, с одной стороны, современные студенты находятся в более выигрышной ситуации, но, с другой стороны, такие безграничные возможности расслабляют. Ведь когда перечитываешь много литературы, знания копятся на подкорке. А «быстрые» знания, как правило, поверхностны.
- Тем не менее Вы гордитесь своими студентами.
- Самая большая награда – это ученики, которые состоялись в профессии. Мои выпускники работают в разных регионах страны. Многие из них на руководящих должностях. Горжусь ими и искренне радуюсь их успехам! Я считаюсь строгим преподавателем. При этом я не менее строго отношусь и к себе: если студент чего-то не понимает, значит это моя недоработка.
Беседовала Виктория Сергеева
Фото из архива Н.П. Вишератиной