Мария Засовская: «Женщины в науке – это героини» | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

Мария Засовская: «Женщины в науке – это героини»

Расхожее выражение «Это все химия» может выражать что угодно, а точнее, просто всё – от перепадов погоды до взаимоотношений между людьми. В жизни декана технологического факультета УГТУ Марии Засовской химия – это, к тому же, научный и профессиональный фундамент. О своем пути в науке, о том, почему целеполагание и поддержка одинаково важны в жизни и как препятствия становятся точками роста, в День женщин и девочек в науке рассказывает сама Мария Александровна.

- Расскажите, как Вы приняли решение профессионально заниматься наукой?

- Я окончила Сыктывкарский государственный университет, и у меня два диплома: «химик-исследователь по направлению «химическая экспертиза окружающей среды» и «преподаватель химии». Вообще, химия изначально подразумевает серьезную научную составляющую. Начнем с того, что с темой будущего диплома, в силу объема экспериментальной части, нужно было определиться уже на третьем курсе. Так что мысли о том, чтобы продолжить карьеру в науке, у меня появились еще до поступления в аспирантуру. А в аспирантуру по неорганической химии я поступила уже работая в УГТУ в 2011 году.

- Какова область Ваших научных интересов?

- В университете это была химия твердого тела, а диссертацию я защитила по теме квантово-химического моделирования. Несмотря на то, что в России к этой теме, фактически, обращались еще в 60-х годах прошлого века, это была совершенно новая область исследований. А новое всегда воспринимается двояко. С одной стороны, за направлением вполне могут вполне признаваться перспективы развития, но с другой – есть риск, что, как все непривычное, это будет воспринято в штыки. И это тот самый случай. Мы привыкли, что химия – это лаборатория и пробирки, некий опыт, проводимый непосредственно исследователем в реальном времени и с реальными препаратами. Но квантово-химическое моделирование – это эксперимент, осуществляемый полностью в цифровом поле, на компьютере. Очевидно, что в лаборатории исследователь может не располагать всеми необходимыми соединениями, а виртуальный опыт предоставляет ему такую возможность. И с этой точки зрения экономия материальных средств и времени очевидна. Тем не менее, лично для меня подготовительный этап диссертационного исследования был долгим и трудоемким: необходимо было установить и освоить не только новое программное обеспечение, но и основы программирования, наладить удаленный канал связи с моим научным руководителем из Нижнего Новгорода. Было непросто, но все усилия окупились. Кстати, в ходе исследования мы ориентировались на работу наших китайских коллег – в итоге нашли в их вычислениях ошибку и выпустили большую статью в авторитетном зарубежном издании.

- Приложимы ли результаты Вашей диссертации к задачам УГТУ?

- Да, с моими студентами и аспирантами мы применяем возможности квантово-химического моделирования в исследованиях, связанных с нефтью и газом. Например, была опубликована статья о загрязняющих веществах на месторождениях с расчетом термодинамических параметров, анализом возможных соединений и теоретических спектров, с помощью которых эти соединения могут быть найдены экспериментально. Еще один объект анализа - утечка и сжигание попутного газа при добыче нефти. Сейчас в разработке находится статья, посвященная обработке пласта различными кислотами.

- Классический вопрос: как удается совмещать науку, работу и семью?

- Я скажу прямо, женщины в науке – героини. Там, где есть семья, ребенок или, тем более, несколько детей – все очень непросто. И здесь женщине требуется не только огромная сила воли, но и столь же огромная поддержка, прежде всего, конечно, от мужа. И я рада, что она у меня есть. Я вышла на работу, когда моему сыну было всего три месяца. Без понимания и помощи супруга это было бы невозможно. Есть популярное мнение, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина. Я бы сказала, что иногда это справедливо и в обратную сторону. 

- Как Вы относитесь к стереотипу о сугубо «мужских» и «женских» областях в жизни, науке, профессии?

- Да, как я уже говорила, я признаю: женщинам состояться в профессии сложнее. Но знаете, у меня есть любимая поговорка: «если что-то захотеть, можно в космос полететь». Когда человек живет чем-то по-настоящему, когда у него есть цель, желание, задор, то для него нет преград и ограничений, в том числе гендерных. Когда на втором курсе университета я сдала экзамен по квантовой химии, я выдохнула с облегчением, потому что была уверена, что больше никогда не буду иметь с ней дела. А потом я защитила диссертацию по ней же – и поняла, что ни от чего нельзя зарекаться. Это же касается и программирования, с которым мне пришлось непосредственно иметь дело и в котором я, по собственному убеждению, никогда не была сильна. Когда человек знает, чего хочет, он сможет все.

- Что вы говорите себе, когда опускаются руки?

- На самом деле, если ты знаешь, чего должен достичь и что сделать, ты черпаешь в этом силы. Если говорить о профессии и науке – сейчас для меня начинается новый этап, на котором я определю для себя новые задачи.  Но главный источник моей радости в жизни, дающий мне энергию и смысл, – это мой четырехлетний сын.