Проректор по науке УГТУ Герман Леппке: «Надо уметь уважать себя»
2021 - Год науки и технологий Российской Федерации
2021 год объявлен Годом науки и технологий. Ухтинский государственный технический университет всегда большое внимание уделял популяризации научной деятельности, созданию новых технологий, поддержке молодых учёных, предпринимателей при создании инновационных предприятий. Накануне праздника – Дня российской науки – мы поговорили с проректором по науке и инновационной деятельности, кандидатом экономических наук, потомственным нефтяником Германом Леппке об Арктике, о взаимодействии с партнёрами, о научно-педагогической школе и многом другом.
- Герман Николаевич, в конце прошлого года во время доклада по госпрограмме "Развитие промышленности" и. о. министра экономического развития и промышленности Коми Константин Плехов отметил, что развитие Арктической зоны сейчас одно из главных направлений развития промышленного комплекса республики, и теперь для реализации арктических проектов в республике создана управляющая компания и предусмотрены налоговые льготы. Что Вы думаете об участии Ухты и в частности нашего вуза в арктических проектах?
- Ухта и наш вуз в частности – мы фактически «ворота Арктики». Ухта, за исключением таких муниципалитетов, как Усинск, Инта и Усть-Цилемский район, находится ближе всего к сухопутной арктической зоне, поэтому с точки зрения логистики было бы удобно стать «тыловой базой» для освоения Арктики. Для этого у нас в городе и в вузе, в принципе, есть всё. Мы только ждём приказа сверху и в любой момент готовы на старт.
- Расскажите о наших ближайших научных перспективах.
Что касается текущей ситуации по научной деятельности. Мы ставим перед собой серьёзные задачи, реализация которых растягивается на годы, но, тем не менее, надо их начинать решать уже сейчас, потому как ситуация постоянно меняется, меняются требования, и важно не опоздать.
Нужно заниматься уже сейчас даже тем, что «выстрелит» спустя 10 лет. Это касается и новых специальностей, таких как «Нефтепереработка» и «Нефтехимия». Дело в том, что у нас есть нефтегазовый факультет, и в целом вуз ориентирован на нефтяную и газовую промышленость, но у нас нет полного цикла.
Поясню: нефть сначала должна быть найдена, потом пробурены скважины, потом добыта, после этого переработана в товарные нефтепродукты. После добычи – кафедра разработки месторождений, есть ещё кафедра транспорта и хранения нефти – мостик между добычей и переработкой, а потом цикл прерывается.
В наших стратегических планах – открытие новой специальности «Переработка нефти и газа». Она не совсем новая, потому как на уровне СПО, в Горно-нефтяном колледже, она уже есть, но, тем не менее, и на уровне высшего образования цикл должен быть завершён. Мы планируем внедрить эту специальность на уровне специалитета.
Уже определили, какие кафедры для этого нужно усилить. Во-первых, это базовая кафедра химии. Она сейчас объединена с физикой. На этой кафедре будет читаться много различных химических дисциплин: общая, неорганическая, органическая, физическая, коллоидная, аналитическая химия. Отдельно должна быть выпускающая кафедра. И сейчас, как я вижу, для этих целей больше всего подходит кафедра ПЭМГ – это проектирование и эксплуатация магистральных нефтегазопроводов и хранилищ. Добавляйте к этому названию словосочетание «и переработки нефти».
Сначала нужно будет усилить кафедру остепенёнными преподавателями с соответствующей квалификацией, и когда будет набрано определённое количество часов, тогда уже можно будет нефтепереработку выделить в отдельную кафедру.
Для усиления кафедры будем использовать местную базу в виде производственников: с Ухтинского НПЗ, Сосногорского ГПЗ, затем приглашать преподавателей со стороны. Сейчас есть все возможности для дистанционного чтения дисциплин. Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова обещал с этим помочь.
Ну и ряд других кафедр надо усиливать вспомогательными дисциплинами. Важный предмет по нефтепереработке – «Процессы и аппараты химической технологии» (кафедра МОН). Нужны будут специалисты по нефтезаводскому оборудованию.
Требуется также доукомплектация лабораторий. Что-то уже есть на базе Горно-нефтяного колледжа, что-то добавим, будем смотреть по каждой кафедре отдельно. Мы вполне можем освоить эту специальность. И работать будем не только на регион, но и на всю страну.
Кстати, я ярый противник Болонской системы. Считаю, что мы должны выпускать хороших инженеров, и, соответственно, должно быть законченное высшее образование. Понятно, что совсем отменить Болонскую систему не в нашей компетенции, поэтому хотелось бы воспользоваться тем положительным, что в ней есть.
Например, практически всю научную деятельность в Америке ведут учебные заведения, в составе которых присутствуют серьёзные лаборатории, испытательные полигоны, производственные подразделения. Почему бы и нам это не взять на заметку?
Сейчас у УГТУ есть неплохой задел в виде дочерней структуры – НИПИ нефти и газа, которые много чего умеют в Upstream – это что касается поиска нефтяных залежей и добычи нефти. Значит, мы должны стать серьёзным научным центром, потому что отраслевые институты прикладной науки и в добыче, и в переработке сильно деградировали. Многие из них приказали долго жить, другие стали частью вертикально интегрированных компаний и выполняют исключительно заказы своих компаний, перестали быть всероссийскими. Поэтому мы должны занять эту нишу, восполнить её.
- Как Вы оцениваете на данном этапе уровень взаимодействия с нашими партнёрами? К примеру, с Коми научным центром Уральского отделения Российской академии наук?
- С Коми научным центром надо бы работать плотнее. В ближайших планах – усилить взаимодействие, тем более что сделать это несложно, ведь мы находимся в одном регионе. Планирую познакомиться с их научной деятельностью поближе, изучить, чем они занимаются, узнать лучше обо всех их возможностях. Для меня там много интересных тем.
- Слышала, что в октябре планируется проведение арктической конференции имени Игоря Леонидовича Шпектора, президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Ваше мнение на этот счёт?
- Хотелось бы, чтобы данная конференция получила всероссийский масштаб, а регион стал неким локомотивом. Ведь наш регион обеспечивает базу, которая необходима для дальнейшего развития Арктики. Мы должны быть полностью вовлечены в процесс её освоения. Мы живём в климатических условиях, приближенных к арктическим, поэтому всё, что прекрасно работает в средней полосе и на юге, не факт, что будет работать в условиях Крайнего Севера. Все новые технологии, прежде чем внедрять их на островах Карского и Баренцева моря, нужно испытывать сначала у нас.
- Каковы перспективы развития научно-педагогической школы?
- Подготовка молодых кадров имеет стратегическое значение, с этим не поспоришь. Всё идёт своим чередом: одно поколение стареет, уходит. На их место приходит другое – потом оно тоже взрослеет, стареет, уходит и так далее.
Но, к сожалению, давно, ещё с советских времён, я замечаю снобистское отношение к студентам-практикантам на производстве, по принципу: «Вот постой где-нибудь там в сторонке, а мы тебе потом всё подпишем».
Я считаю, что производственная практика поставлена неправильно. Человек на производственной практике должен освоить рабочую специальность – поработать машинистом, оператором, с низов пройти этот путь, чтобы его аттестовали. И вот такая практика действительно будет иметь ценность. Но этого не было, к сожалению, ни раньше, нет и сейчас.
- Что Вы думаете, о перспективах публикаций в научных журналах и о научных перспективах вуза в целом?
- На мой взгляд, научные статьи прежде всего должны не только представлять теоретический интерес, но и иметь в дальнейшем практическую ценность.
Что же касается научных перспектив, надо уметь уважать себя. Никогда не думать, что мы хуже других. Не сравнивать себя с Европой. Ни за кем не гнаться. Много чего мы умеем делать сами, а в Европе, к примеру, этого делать не умеют. Нет такого понятия: хуже-лучше, у каждого свой менталитет.
Необходимо не останавливаться на достигнутом, участвовать во всевозможных конкурсах, делиться результатами и опытом с начинающими исследователями. Научный поиск ведь одновременно и труден, и интересен. Научное знание, создание новых технологий определяют наше будущее.
Беседовала Яна Мацкив
Фото Ольги Шелеметьевой