Ректор УГТУ принял участие в заседании Совета Российского Союза ректоров.
18 июля президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий провел заседание Совета Российского Союза ректоров.
В заседании приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова, Министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков, руководитель Федерального агентства по делам молодежи А.В. Бугаев.
Во вступительном слове В.А. Садовничий отметил, что Т.А. Голикова и М.М. Котюков активно сотрудничают с ректорским сообществом, прислушиваются к его мнению.
В докладе о деятельности Российского Союза ректоров и планах на будущее В.А. Садовничий отметил, что деятельность Союза ректоров всегда находится в центре внимания руководителей нашей страны, все съезды РСР проходили с участием президентов страны, а ректорский корпус много делает для того, чтобы укрепить мощь России и ее системы образования. К настоящему моменту выполнены все поручения Президента Российской Федерации по итогам X Съезда Российского Союза ректоров. Президент РСР напомнил об основных проектах Союза, которые за годы существования вышли на общероссийский уровень. Это Московский международный рейтинг «Три миссии университета», олимпиады школьников, Всероссийский фестиваль науки, Всероссийский фестиваль студенческого спорта, Национальная платформа «Открытое образование», форумы ректоров России и зарубежных стран и многое другое.
В.А.Садовничий напомнил, что 26 апреля 2018 года прошел XI Съезд РСР с участием Президента России В.В. Путина. И сейчас главная задача — активно включиться в выполнение решений съезда, в реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая текущего года, в развитие уже существующих проектов. Так, Союз ректоров ставит задачу «нарастить мощь» Национальной платформы «Открытое образование» до тысячи курсов (сейчас — около 300).
Особое внимание В.А. Садовничий уделил проекту создания научно-образовательных консорциумов российских вузов (программа «Вернадский»), который призван повысить качество российского образования, укрепить общероссийское образовательное пространство и стимулировать развитие внутрироссийской научно-образовательной мобильности. Эта инициатива была поддержана многими ректорами. Также ректор МГУ отметил, что во многих регионах уже есть проработанные, практически готовые к реализации проекты.
Один из примеров — «Роснефть-классы» в Ханты-Мансийском автономном округе. Сейчас в ХМАО работает 58 профильных классов для старшеклассников, организованных НК «Роснефть», которые являются первой ступенью программы подготовки кадров «Школа-вуз-предприятие». Это система довузовской подготовки будущих нефтяников. В округе организованы дистанционные курсы для учителей образовательных учреждений, в которых действуют такие классы, дополнительное обучение сотрудников «Роснефти» по 13 кратким образовательным программам. Этот уже работающий «механизм» может стать одной из частей консорциума, который объединит усилия промышленников, властей региона, образовательный и научный потенциал Ханты-Мансийска, привлечет ресурсы (в том числе, образовательные) из других регионов страны.
Еще один пример с огромным потенциалом — это Севастополь и Крым. В регионе функционируют несколько университетов, филиал МГУ имени М.В.Ломоносова, Ботанический сад, учреждения культуры, крупные компании, которые заинтересованы в подобном проекте, в развитии региона. Крым — это концентрация высокого научного потенциала, что несомненно скажется на успехе проекта.
В.А. Садовничий от имени Российского Союза ректоров выступил с предложением к Министерству науки и высшего образования учитывать результаты Московского международного рейтинга «Три миссии университета» (MosIUR) при оценке деятельности российских вузов, при их аккредитации. Рейтинг продолжит развиваться: в ноябре этого года планируется опубликовать вторую версию, в которую войдут топ-300 университетов мира. Следующий шаг — топ-1000 лучших университетов мира и рейтинги по предметам. Рейтинг уже признан мировым сообществом. Так, президент международной организации IREC, которая оценивает объективность рейтингов, К. Коста отметил, что MosIUR «открывает новое, второе, поколение академических рейтингов».
Обращаясь к теме аспирантуры, В.А. Садовничий высказал несколько предложений по совершенствованию ее работы. Одним из механизмов стимулирования аспирантов к научной работе и защите диссертации может стать предоставление им индивидуальных грантов. Президент РСР также осветил основные проблемы финансирования вузовской науки, положения российских научных журналов в мире, отметив, что необходимо значительно наращивать поддержку не только журналов, но и публикаций отечественных ученых в мировых изданиях.
В.А. Садовничий предложил для обсуждения несколько национальных проектов, с которыми могло бы выступить ректорское сообщество для реализации пунктов «майского» указа. Это «Математическое образование и цифровые технологии», «”Институт человека”: науки о человеке, наука для человека», «Умное сельское хозяйство», «Экология», «Университет как научно-образовательная и культурно-просветительская среда. Гуманитарное знание», «Транспортная инфраструктура». Эти масштабные проекты, важные для развития регионов, несомненно, привлекут к их воплощению в жизнь университеты, академические институты и научные организации, представителей бизнес-сообщества, позволят нашей стране стать в этих вопросах в число лидеров, как было, например, когда был запущен первый спутник.
В обсуждении доклада приняли участие члены Совета Российского Союза ректоров: вице-президент РСР, президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Р.Г. Стронгин, вице-президент РСР, ректор Тихоокеанского государственного университета С.Н. Иванченко, ректор Санкт-Петербургского горного университета В.С. Литвиненко, ректор Самарского государственного медицинского университета академик Г.П. Котельников, ректор Ставропольского государственного аграрного университета академик В.И. Трухачев, ректор Южно-Уральского государственного университета А.Л. Шестаков, ректор Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского А.П. Фалалеев, ректор Тюменского государственного университета В.Н. Фальков. В своих выступлениях они поднимали проблемы аккредитации высших учебных заведений, качества подготовки специалистов, целевого приема, межвузовского взаимодействия, деятельности отраслевых вузов, проблемы аспирантуры, финансирования научно-исследовательских работ, взаимодействия вузов с региональными властями и т.д.
Председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ В.А. Никонов в своем выступлении отметил, что готовятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности аспирантуры, а также кратко осветил основные бюджетные тенденции по финансированию науки и образования.
Т.А. Голикова еще раз акцентировала внимание на поиске «правильных» приоритетов и мероприятий в рамках национальных проектов «Образование» и «Наука». Она отметила, что вузы готовят специалистов для всех сфер жизнедеятельности, а, значит, вузы могут и должны участвовать во всех проектах, обозначенных в «майском» указе. Также Т.А. Голикова рассказала о поручениях, которые председатель Правительства РФ Д.А. Медведев дал по итогам встречи с ректорами высших учебных заведений, состоявшейся 4 июля 2018 года. В частности, это включение в состав национального проекта «Образование» мероприятия по государственной поддержке ведущих университетов для повышения конкурентоспособности и развития кампусов для этих университетов, в том числе, с применением механизма государственно-частного партнерства. Еще одна задача — разработка мер по поддержке и развитию российских научных журналов, повышению их авторитетности и достижению уровня ведущих мировых научных изданий. Вопросы о совершенствовании законодательства в целях повышения эффективности института аспирантуры, о включении подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в государственную систему научной аттестации и о предоставлении грантов аспирантам, подтвердившим значимые научные результаты при подготовке диссертации на соискании ученой степени кандидата наук, также находятся среди поручений Председателя Правительства.
М.М. Котюков призвал ректоров действовать единым фронтом для достижения обозначенных выше целей, для повышения глобальной конкурентноспособности российских университетов, для создания комфортной среды для деятельности российских ученых и преподавателей высшей школы.
О сотрудничестве с Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежью) в деле воспитания патриотизма и формирование гражданской идентичности в студенческой среде рассказал руководитель агентства А.В. Бугаев. В своем выступлении он выделил основные и наиболее популярные в молодежной среде проекты Росмолодежи, прежде всего проводимые на основе созданной по инициативе Президента платформы «Россия — страна возможностей». Это студенческий кубок по менеджменту «Управляй», студенческая олимпиада «Я — профессионал», грантовый конкурс молодежных инициатив, конкурс-агрегатор молодежных инициатив «Хочу делать добро», конкурс современных управленцев «Лидеры России», чемпионат по профессиональному мастерству для людей с ограниченными возможностями «Амбилимписк» и другие. В.А. Садовничий предложил обсудить представленные проекты в Советах ректоров в регионах.
Завершая заседание, В.А. Садовничий кратко рассказал о мероприятиях, которые пройдут под эгидой Российского Союза ректоров до конца 2018 года: съездах учителей русской словесности и математики, форумах ректоров России и зарубежных стран и т.д.
Текст и фото пресс-центра Российского Союза ректоров