За факелом и флагом: старт дан!
10 июля на самой северной в мире компрессорной станции — Байдарацкой — состоялось торжественное открытие серии мероприятий в рамках празднования полувекового юбилея «Газпром трансгаз Ухта». Это событие, давшее старт праздничному туру по всем населенным пунктам деятельности предприятия, стало отправной точкой и для участников пресс-тура «В ритме времени». В торжестве приняли личное участие генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александр Гайворонский и начальник воркутинского линейного производственного управления магистральных газопроводов Олег Климанов, почетными гостями стали сотрудники, ветераны компании и рабочий коллектив компрессорной станции «Байдарацкая».
Ямал как вершина истории и географии ООО «Газпром трансгаз Ухта»
Полуостров Ямал, Байдарацкая губа, Бованенково — эти топонимы имеют для ООО «Газпром трансгаз Ухта», да и всей отечественной газовой отрасли, без преувеличения, сакральный смысл. Здесь, в краю вечной мерзлоты и полярной ночи, знают настоящую цену теплу и свету. Все, что касается промышленного освоения Ямала в летописи Компании, описывается эпитетами «исключительный», «самый», «первый в истории», «беспрецедентный» применительно ко всем аспектам — климатическому, технологическому, коммуникационному. И это вполне оправдано тем, что и сам Ямал — это не проект, а уникальный по значению, масштабам и сложности стратегический мегапроект по созданию нового центра газодобычи, высшая точка надежд, технологий, перспектив, и наконец, это объективно самый северный пик на карте промышленных свершений ООО «Газром трансгаз Ухта».
«Мы неспроста выбрали началом маршрута Байдарацкую компрессорную станцию в преддверии празднования нашего юбилея. Впереди у нас очень большие проекты и Ямал на сегодняшний день остается самой мощной сырьевой базой. И я рад, что газ из ямальских месторождений транспортирует замечательный коллектив воркутинского линейно-производственного управления байдарацкой компрессорной станции!» — поприветствовал коллег генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александр Гайворонский.
Собственно, новейшая история мегапроекта «Ямал» еще не насчитывает и десяти лет. Строительство системы магистральных газопроводов Бованенково-Ухта началось в 2008 году, в этом же году была пробурена первая эксплуатационная скважина на Бованенковском месторождении. 4 декабря 2008 г. был сварен первый стык газотранспортной системы: от газового месторождения до Ухты проложено 1260 км. газопровода. А уже в октябре 2012 года стартовала промышленная добыча газа на Бованенково и голубое топливо потекло с вершины мира по стальным магистралям «Бованенково-Ухта» и «Ухта-Торжок» в Россию и Европу.
Даже в составе удивительного во всех отношениях ямальского проекта в целом, сложность инженерных конструкций и технологических решений поражает: трубопроводы от Бованенковского месторождения сначала идут под землей, потом «ныряют» в Карское море на глубину 23 метра и вновь уходят под землю возле компрессорной станции «Ярынская».
Но эти шедевры инженерной мысли — лишь вершина айсберга. Есть у ямальского проекта другая история, предопределившая его славное настоящее и большое будущее.
Поздравляя с юбилеем ветеранов Компании, Александр Викторович отметил их неоценимый вклад в развитие ООО «Газпром трансгаз Ухта» и становление Ямала: «В эти дни мы вспоминаем наших ветеранов и первооткрывателей, тех, кто стоял у истоков зарождения нашей системы, тех, кто прокладывал газопровод „Сияние севера“, тех, кто открывал Вуктыльское месторождение. Уже несколько десятилетий назад первопроходцы высаживались на Ямал — геологи, буровики, и то, что сегодня, в 21 веке, мы имеем такую мощнейшую газотранспортную систему — заслуга тех, кто разведывал месторождения, наносил на карты будущие трассы, чтобы нам сегодня было суждено перелистнуть новую страницу истории ООО „Газпром тансгаз Ухта“ и истории всего „Газпрома“. И благодаря вашим усилиям, вашему труду этот проект сегодня реализован».
«Кроме песцов нас никто не встречал»
Промышленное освоение Ямала берет свое начало в 1975 г., когда руководство СССР приняло решение заняться изучением далеких подземных кладовых природного газа. 26 февраля 1976 года на мысе Харасавэй высадился первый десант газовиков. В 1987 году начался второй выход газовиков Коми на Ямал. Именно эти люди, первопроходцы сделали невозможное: на стыке двух свирепых северных стихий, тундры и океана, создали условия для прокладки коммуникаций, обустройства бытовой и производственной инфраструктуры. Вот что рассказывает об этом участник первых ямальских экспедиций, ветеран труда газовой промышленности Александр Загурдаев.
В
В августе 1988 г. к мысу Харасавэй пришел танкер с топливом, стал на расстоянии 2,5 км от берега. Чтобы слить это топливо, не пролив ни одной капли в море, мы сделали маленький байдарацкий переход, собрали понтон, поставили насосы. Буксир тащит, мы варим трубу, собираем шланги... и на берег в резервуарный парк приняли более 2,5 тыс тонн топлива для наших нужд. Вот так мы работали в то время. Не было зимника, не было иного сообщения. Конечно, не сравнить то время с нынешним, когда лично Президент РФ в 2012 году дал команду на пуск газового месторождения. Если бы я в то время сказал своим товарищам, что наступит время и на Бованенково будет аэропорт, прекрасные сооружения, которые добывают и перерабатывают газ, что будут новые буровые установки, никто бы мне не поверил, да я и сам, наверное, не поверил бы. Но так свершилось, и поэтому тот труд, который был затрачен на полуострове, окупает себя на сто процентов, потому что этот труд — это и экономическая безопасность всей России, и тепло, и уют в наших домах.
Маршрут от «Я» до «Я»: четыре тысячи километров в стальном русле!
В праздничное путешествие от КС «Байдарацкая» отправились не только сотрудники Компании и участники пресс-тура, но и главные юбилейные символы ООО «Газпром трансгаз Ухта»: факел и флаг.
В рамках юбилейного тура ветераны Компании будут передавать флаг своим достойным продолжателям, молодым работникам общества. Из рук Александра Загурдаева флаг, как символ, объединяющий трудовые поколения , принял приборист шестого разряда КС «Байдарацкая» Евгений Кожин.
Непосредственно старт юбилейному туру «В ритме времени» был дан зажжением факела, которому предстоит преодолеть четыре тысячи километров за 38 дней и побывать в 14 линейно-производственных управлениях магистральных газопроводов до Ямала до Ярославля
Начальник воркутинского ЛПУМГ Олег Климанов, вместе с Александром Гайворонским принявший участие в церемонии зажжения факела, отметил, что находит эту идею замечательной: «Факел символизирует тепло, свет, энергию — все то, на что направлен наш с вами ежедневный, ежечасный труд. Эта акция позволит воочию убедиться, как велика по протяженности газотранспортая система ООО „Газпром трансгаз Ухта“, но как оперативно и безотказно при этом она действует, доставляя газ до потребителя».
Итак, юбилейный факел начал свое путешествие и первые вехи этого пути нам, участникам пресс-тура, предстоит преодолеть вместе с ним.
Достижения и рекорды мегапроекта Ямал:
Мегапроект «Ямал» не имеет аналогов по уровню сложности. Углеводороды сосредоточены в трудноступном районе с исключительно тяжелыми климатическими условиями. Полуостров характеризуется наличием вечной мерзлоты, продолжительным зимним периодом и низкими температурами (до −500С).
На Бованенковском месторождении впервые в России используется единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских (глубина залегания
Впервые в «Газпроме» на Боваенковском месторождении внедрены в эксплуатацию автоматизированные модули технологической обвязки скважин (МОС-2).
Ямальский газ транспортируется в Единую систему газоснабжения России под рекордным для сухопутных газопроводов давлением 11,8 Мпа (120 атм.).
Прокладка газопровода в сложных природных условиях по дну Байдарацкой губы (частые шторма, сложные донные отложения, промерзание дна) стала первым подобным опытом строительства не только в России, но и в мировой практике.
Железная дорога «Обская-Бованенково-Карская» протяженностью 572 км с учетом климатических условий, в которых ей приходится функционировать, не имеет аналогов.
Мост через пойму реки Юрибей, возведенный практически на непригодном для строительства грунте, не имеет аналогов в практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям.
Далее: Какие проекты Ухтинского государственного технического университета считают наиболее успешными в ООО «Газпром трансгаз Ухта»? Куда и зачем полетит из Ухты мраморная птица? Каким будет Ухтинский дворец культуры? Как попасть на работу на Ямал? Ответы на эти и многие другие вопросы из первых уст по материалам пресс-конференции генерального директора ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александра Гайворонского.
Подробный дневник пресс-тура «В ритме времени» будет публиковаться на сайте УГТУ, портале международного отраслевого медиа-проекта UTime-News (http://utimenews.org/) и в сообществе пресс-центра УГТУ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/publicpressugtu.