На межрегиональном форуме в УГТУ обсуждались проблемы качества высшего образования
22 апреля в Ухтинском государственном техническом университете завершила работу Межрегиональная научно-практическая конференция «Модернизация высшего образования в Республике Коми: проблемы качества обучения». Форум проводился при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Конференция работала в течение двух дней. Ее цель состояла в выработке основных подходов к реализации Концепции модернизации профессионального образования в Республике Коми. В форуме приняли участие более 130 человек, были представлены 99 докладов. Для обсуждения актуальных проблем образования в Ухту прибыли представители высших учебных заведений, научных организаций, государственных учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Уфы, Элисты, Нефтеюганска, Салехарда, Ульяновска, Вологды, Кирова, Коряжмы, Сыктывкара, Усинска, Воркуты. С докладами выступили сотрудники ряда учебных заведений Ухты.
Открывая форум и приветствуя его участников, ректор УГТУ Н. Д. Цхадая подчеркнул, что вузы играют партию первой скрипки в инновационном мышлении: «Инновационная модель экономики — та парадигма, на которую должна ориентироваться наша система образования. Здесь сходятся позиции власти, науки, образования, бизнеса и всех слоев общества». Отмечая особенности форума, Н. Д. Цхадая выразил уверенность в том, что «на родине первой российской нефти все модернизационные процессы в образовании будут успешны».
На пленарном заседании были заслушаны четыре доклада. Проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам УГТУ Д. Н. Безгодов, представляя доклад «Императив качества и процессы структурной модернизации в отечественной высшей школе (на примере УГТУ)» (авторы: Н. Д. Цхадая, О. А. Сотникова, Д. Н. Безгодов), отметил стратегическое значение инновационного подхода в экономических преобразованиях и, как следствие, необходимость модернизации системы образования. По мнению авторов, действующей моделью инновационной экономики является именно университетский комплекс, поскольку такая форма образовательного учреждения наиболее адекватна принципам доступности и качества образования.
Начальник отдела профессионального образования Министерства образования Республики Коми С. В. Сурина в своем докладе обозначила основные проблемы реализации Концепции модернизации профессионального образования в Республике Коми на 2011-2015 годы и пути их решения. Она отметила, что принятая концепция не является догмой: «Жизнь вносит свои коррективы, а потому возможны изменения, смена приоритетов».
Преобразования в системе профессиональной подготовки специалистов в Республике Коми совпали по времени с модернизационными процессами, имеющими место во всей системе образования России. Эти процессы касаются перехода на многоуровневую подготовку в высшем образовании и внедрения новых (федеральных) образовательных стандартов. Требования к основным образовательным программам в модернизированной системе представил в своем докладе проректор по учебной работе УГТУ Н. С. Федотов.
Проректор по учебной работе Ухтинского университета О. А. Сотникова в своем пленарном выступлении обратила внимание на то, что все модернизационные процессы в системе образования на содержательном уровне могут быть реализованы только методически мыслящими преподавателями, которые и являются движущей силой модернизации системы образования. Докладчик подчеркнула: лишь при методическом осмыслении преподавания можно надеяться на успешную реализацию принятых стандартов и концепций.
Секционные заседания форума проходили по следующим направлениям: «Проблемы формирования и развития университетского комплекса (председатель О. А. Сотникова); «Проблемы качества образования при обучении в современных условиях» (председатель И. И. Волкова); «Информационные технологии в образовательной сфере» (председатель Ю. Г. Смирнов), «Управление организационной культурой в контексте модернизационных процессов в системе профессионального образования» (председатель Д. Н. Безгодов); «Совершенствование деятельности библиотек как залог качества в образовании» (председатель Г. Г. Зелепукина); «Технологии обучения в системе современного образования» (председатель Г. И. Пименова).
В рамках секции «Проблемы формирования и развития университетского комплекса» прошло заседание дискуссионного клуба «Модели интегрированного профессионального образования», где был представлен опыт становления ряда университетских комплексов. Участники дискуссии сошлись во мнении, что университетский комплекс представляет собой устойчивое образовательное учреждение, позволяющее не только выжить в трудных условиях, но сохранить и развить лучшие традиции российского образования.
В рамках конференции состоялись также два крупных совещания. Первое — по реализации проекта «Лесная Академия Коми» (председатель — первый заместитель министра промышленности и энергетики Республики Коми А. А. Гибеж) с участием представителей Минпромэнерго РК, ОАО «Монди СЛПК», Сыктывкарского лесного института, Ухтинского промышленно-экономического лесного колледжа, Ухтинского государственного технического университета. На втором совещании — с руководством нефтегазовых предприятий Республики Коми, сотрудничающих с УГТУ — обсуждались вопросы трудоустройства выпускников университетского комплекса, взаимодействие в организации стройотрядовского движения.
Конференцией приняты следующие решения:
- Признать интеграцию профессионального образования продуктивной в условиях реализации модернизационных процессов.
- Отметить, что для учащихся несомненным достоинством получения начального и среднего профессионального образования в университетском комплексе является престижность (учащийся университета), возможность развития в более культурной среде.
- Содержательный этап интеграции (повышение квалификации преподавателей, согласованность учебных программ и т. д.) разумно проводить параллельно с этапом нормативно-правовой реорганизации.
- Рекомендовать поддерживать многопрофильность вузов, удаленных от центра России.
- Развивать технологии дистанционного и электронного обучения студентов с учетом компетентностного подхода в образовании.